
В день рождения легендарной команды вспоминаем в беседе с одним из первых гонщиков ее славный путь от ворот завода до подиумов самых суровых гонок планеты.
Днем основания заводской команды считается 1 декабря 2010-го, однако первый международный ралли-рейд для «красных зубров» прошел чуть раньше, и это был «Шелковый путь – 2010». Дебютантам тогда не удалось взойти на пьедестал почета, но уже через два года появились первые серьезные результаты.
«МАЗ-СПОРТавто» собрала полный комплект наград «Шелкового пути» (две бронзы – 2013 и 2024, серебро-2022 и золото-2023). Есть в активе спортсменов – серебро (2018) и бронза (2020)»Дакара».

Коллекция наград команды «МАЗ-СПОРТавто»
Вчерашние любители за короткий срок стали профессиональной командой, заявившей о себе на весь мир и потеснившей бессменного российского лидера «КАМАЗ-МАСТЕР».
Больших результатов никто не ждал
Перечислять достижения гонщика можно долго. Шутка ли? В составе заводской команды он – один из первых пилотов. За свою карьеру Василевский принял участие в 38 гонках национального и международного уровней, в 19 из которых стал призером или победителем.
Именно его экипаж первым среди белорусов смог финишировать на «Дакаре», пусть и 31-м. Василевский – один из первых гонщиков, на которого равнялись и равняются в команде по сей день.

Один из первых пилотов команды «МАЗ-СПОРТавто» Александр Василевский
А началось все с того, что Александр работал на заводе МАЗ водителем-испытателем. В 2009 году гендиректор завода Александр Боровский решил создать гоночный грузовик и команду по ралли-рейдам международного уровня.
"Задача была поставлена, в то время весь Минский автомобильный завод работал на то, чтобы создать спортивный автомобиль. Все было в новинку, учились сами, не привлекая сторонних специалистов, все делали силами конструкторов МАЗа", – вспоминает Василевский.
Опыта гонок у Александра до этого момента не было, поэтому первым пилотом грузовика стал Петр Орсик, который в начале 2000-х успешно выступал на МАЗе в трак-триале. Он отправился на ралли «Шелковый путь-2010».
"Ехали чисто на серийном автомобиле: никаких доработок. Результатов тогда больших никто не ждал. Финишировали – уже хорошо", – рассказывает Александр.

Гоночный МАЗ (на переднем плане) перед стартом в ралли «Шелковый путь-2010»
После «Шелкового пути» машину переоборудовали. Стояла задача, что пилотом должен поехать именно работник завода. Выбор руководства пал на Василевского как водителя-испытателя.
Александр раньше нигде в гоночных соревнованиях не выступал, но с экстремальными видами спорта был знаком. Он – кандидат в мастера спорта по прыжкам с трамплина на лыжах.

Когда команда только создавалась, руководство завода решило — пилотами должны стать работники МАЗа, вспоминает Александр Василевский.
Предложение руководства принял – и понеслось. Первой гонкой для экипажа Александра стал «Шелковый путь» в 2011 году.
"Мы участвовали в гонке, но в классе "быстрых техничек", сопровождая основной экипаж. Проехали неплохо для первого раза. Как мы думали, так и получилось: стартанули и финишировали. А уже на биваках походили, пофотографировали машины конкурентов. Как они собраны, какие узлы и агрегаты стоят. Первая машина весила более 13 тонн, для сравнения сейчас вес "капотника" составляет менее 10 тонн", – уточняет Василевский.
Уже в то время появилось понимание, что гоночный грузовик должен быть легким. Началась очередная модернизация к ралли-рейду «Дакар-2012». «Трудились день и ночь», – вспоминает Василевский.
Руководство понимало, что больших результатов от только созданной команды ждать не стоит. Главное – финишировать. Ведь даже опытные гонщики нередко сходят с дистанции, что уж говорить о новичках.
Белорусский экипаж Александра Полищука сошел с дистанции. Василевский сумел приехать в середине – 31-м.

В первых гонках на «громкий» результат особо не рассчитывали, финишировали — и хорошо, рассказывает Александр Василевский.
«Ныряние» в дюнах
«Гонка начиналась в Аргентине – это проселочные дороги, небольшие дюнки, казалось, что ничего сложного нет. Как мы ошибались, буквально через три дня мы переехали в Чили и уже почувствовали «Дакар». Песочница сплошная, огромные дюны. С одной стороны казалось, что они небольшие. Мы подъехали к краю, а там спуск вертикальный метров 300 и небольшие следы», – делится Василевский.
Как быть – решали всей командой: вышли из машины, посмотрели вниз, посоветовались и «нырнули».
"Ну а что? Назад все равно дороги для нас нет. Мы приехали на другой континент на гонку, а не на какую-то прогулку. В итоге первый спуск нас получился. Пришлось постоянно подруливать, чтобы машина не перевернулась. Только скорость сбрасываешь, ощущение, как будто уже задняя часть поднимается. Вот мы спустились, а в салоне тишина. Встал вопрос: вниз спустились, а как нам сейчас подняться наверх?" – с улыбкой вспоминает пилот "МАЗ-СПОРТавто".

«Песочница» на «Дакаре» ― дело привычное: экипаж «МАЗ-СПОРТавто» (Александр Василевский, Валерий Козловский и Антон Запарощенко) на восьмом этапе ралли в 2016 году в Аргентине.
Пески экипажу Александра удалось преодолеть. Правда, из-за неопытности гонщики приехали на бивуак фактически к старту нового этапа ралли. Немного привели себя в порядок и снова в дорогу. Так прошли 14 дней первого «Дакара»: трудности, невыносимая жара, недосып, адреналин, пески и финиш.
"Эти пески мне запали в душу, я их полюбил. Если с ними дружить, они тебе помогут", – делится Василевский.

Александр Василевский с ностальгией вспоминает пески «Дакара».
Белорусы после первого «Дакара» набрались опыта и постепенно стали улучшать результаты в ралли-рейдах. А в 2013 году к команде присоединился Сергей Вязович, который впоследствии стал руководителем «МАЗ-СПОРТавто».
Экипажи «красных зубров» в 2013-м поехали в Дубай, чтобы научиться работать с песками.
"Неделя тренировок там очень помогла команде. Нам человек объяснил, как нужно правильно грузовик копать без лопаты, если ты где-то засел в песках. Нам рассказали, что автомобиль никогда в жизни не засядет полностью. Он вперед или назад немного, но будет наклонен, соответственно, там и нужно копать. Машина наклонилась, сели и поехали", – рассказывает про тренинг Василевский.
Счет на секунды
Год от года результаты «МАЗ-СПОРТавто» только росли: и вот белорусы уже борются за пьедестал, тесня лидера «КАМАЗ-МАСТЕР». В 2013-м экипаж Вязовича стал третьим в «Шелковом пути». Затем пришли награды «Дакара». Результат не появился на ровном месте. Это итог тщательной и кропотливой работы всей команды «МАЗ-СПОРТавто».
Конструкторы регулярно улучшают гоночные грузовики. А каждый этап гонки тщательно анализируют, просматривают видео, чтобы понять, где можно улучшить результат. Не последнюю роль играет и удача.
"Очень важна удача и везение. Вот я могу сказать, что каждый год какие-то приключения случаются в нашей команде. То колеса камни порежут, то машина сломается. А это потеря времени. Если раньше в борьбе за первую тройку мест отрыв составлял часы, то сейчас счет идет на секунды, как в ралли легковых авто", – говорит Василевский.

Александр Василевский, Валерий Козловский и Антон Запорощенко из команды «МАЗ-СПОРТавто» на 11-м этапе ралли «Дакар-2015» недалеко от города Сан-Мигель-де-Тукуман в Аргентине.
Гонки снятся до сих пор
Год назад Василевский завершил карьеру гонщика. Решил, что надо дать дорогу молодым. Хотя признается – по ралли скучает.
"Очень долго я и прокручивал у себя в голове, что делать. Было принято решение выйти из-за руля и дать дорогу молодежи. Мне уже стало сложнее переносить эти гонки, бессонные ночи. Зашел к начальнику команды Вязовичу, побеседовал с ним. Он не хотел меня отпускать, спросил, может есть какая-то обида на кого. А у меня со всеми отношения прекрасные. Просто решил, что уже хватит. Так я покинул команду", – добавляет он.

Александр Василевский — уже не за рулем гоночного «МАЗа», но по-прежнему держит руку на пульсе…
Работу Василевский продолжил испытателем серийных грузовиков на Минском автозаводе. Там, откуда ушел в гонки. Он признается, его ребята из «МАЗ-СПОРТавто» не забывают: постоянно звонят, советуются.
"Говорят: "Иваныч, вот как тут сделать?" Я им подсказываю, они прислушиваются. Конечно, приятно. А я переживаю за них. Гонки мне еще, бывает, снятся, а я еще надеюсь, что на полигоне мне дадут проехать на новом капотнике", – говорит с улыбкой Василевский.









