Трассы «под ключ»: «Автодор» рассказал, за счет каких ресурсов обеспечивает выполнение задач в Москве

Трассы «под ключ»: «Автодор» рассказал, за счет каких ресурсов обеспечивает выполнение задач в Москве

Трассы «под ключ»: «Автодор» рассказал, за счет каких ресурсов обеспечивает выполнение задач в Москве

Пресс-служба ГБУ «Автомобильные дороги» В прогрессивном мегаполисе невозможно представить перемещение жителей без современных транспортных развязок, комфортной городской инфраструктуры, качественных дорог и чистых улиц. Москва является лидером в данной сфере и славится передовыми технологиями и специалистами, обеспечивающими своевременную «заботу» о состоянии объектов улично-дорожной сети. Особый вклад в развитие дорожной отрасли столицы вносят сотрудники ГБУ «Автомобильные дороги». 19 октября они отмечают свой профессиональный праздник — День работников дорожного хозяйства.

В этом году учреждением приведено в порядок рекордных 700 улиц в рамках программы комплексного благоустройства, выполнен в кратчайшие сроки ремонт асфальтобетонного покрытия на Тверской улице по бесшовной технологии, введены в эксплуатацию электрические подметально-уборочные машины отечественного производства.

Завершилась программа комплексного благоустройства шести набережных Южного и одной Центрального административных округов Москвы, образовавших единый пешеходный маршрут к востоку от Кремля от Нагатинской до Шлюзовой набережной. Маршрут протяженностью более 10,5 км органично вписался в существующую сеть прогулочных зон; на севере его соединили с Озерковской, Овчинниковской и Кадашёвской набережными — таким образом появилась единая прогулочная зона, ведущая в Парк Горького и на Воробьёвы горы. Специалисты ГБУ «Автомобильные дороги» в составе комплекса городского хозяйства уложили на этих набережных более 214 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия на проезжей части и более 137 тыс. кв. м на тротуарах.

В рамках ежегодного текущего ремонта досрочно завершен ремонт дорожного покрытия на 1-й Тверской-Ямской улице и участке Тверской улицы. В общей сложности заменили около 50 тыс. кв. м дорожного покрытия по технологии бесшовной укладки единым ковром. Последний раз асфальт здесь полностью меняли в 2021 году; благодаря использованию технологии бесшовной укладки покрытие успешно выдержало четыре сезона без необходимости ремонта (при этом нормативный срок службы асфальта на дорогах I категории, к которым относится Тверская, составляет три года). Работы по обновлению покрытия проводились поэтапно: сначала специалисты сняли изношенный слой асфальта, устранили повреждения бортового камня, смотровых колодцев и дождеприемных решеток; далее нанесли битумную эмульсию на нижний слой дорожного полотна, чтобы обеспечить лучшее сцепление нового асфальта с основанием. Завершающим этапом стала укладка нового покрытия: семь асфальтоукладчиков и 24 катка работали одновременно по всей ширине проезжей части. После окончания ремонта на обновленной дороге нанесли осевые линии разметки, разделяющие встречные потоки транспорта. Остальные элементы, в том числе линии рядности, появятся позже в соответствии с установленными технологическими требованиями.

Также в рамках текущего ремонта на Кутузовском проспекте и Можайском шоссе заменили почти 650 тыс. кв. м асфальтового покрытия. В работах были задействованы более 2 тыс. сотрудников дорожных служб и более тысячи единиц спецтехники. На вылетных магистралях, в частности на Варшавском шоссе, отремонтировали 745 тыс. кв. м. Работы были организованы по обеим сторонам магистрали на всем ее протяжении в границах Москвы — от Большой Тульской улицы до МКАД, включая дублеры. Ранее ремонт на Варшавском шоссе проводили в 2021 году; гарантийный срок покрытия истек, на проезжей части образовались локальные разрушения и колейность, что могло негативно повлиять на безопасность дорожного движения.

Асфальтобетонные смеси для столичных дорог теперь производят 15 асфальтобетонных заводов учреждения. Еще в 2010 году городским службам приходилось закупать сырье, поскольку не было своего производства. Зачастую использовался подрядный труд и не было единого контроля качества. Первая собственная асфальтобетонная установка была запущена в мае, вторая — в июне 2015 года. За 10 лет их количество возросло до 15. Общая производительность заводов 2 160 тонн в час с суммарно выпускаемым объемом смеси более 34 тыс. тонн в сутки. Расположение заводов в разных округах — на территории производственных комплексов АБЗ «Бирюлёво», АБЗ «Мелитопольская», АБЗ «Курьяново», АБЗ «Дмитровка», АБЗ «Рябиновая», АБЗ «Красково» и АБЗ «Кабельная» — обеспечивает удобную транспортную логистику и доступность в условиях мегаполиса.

Производственные мощности заводов полностью обеспечивают собственные нужды учреждения в асфальтобетонной смеси для проведения дорожно-ремонтных работ в рамках текущего ремонта и программы комплексного благоустройства. Кроме того, без ущерба для собственной деятельности покрывается потребность в качественном материале и окружных префектур административных округов города Москвы при реализации городских программ благоустройства, в том числе при обновлении покрытий на знаковых объектах, дворовых территориях и объектах образования.

Комплектация установок позволяет производить все виды асфальта, включая литой. Для производства асфальтобетонных смесей (АБС) используется только отечественное сырье. Производятся смеси пяти типов: песчаный асфальтобетон, крупнозернистый асфальтобетон с гранитными фракциями 2040 мм, щебеночно-мастичные смеси с использованием высокопрочной породы габбро-диабаз (ЩМА-20), литая АБС, мелкозернистая бетонная смесь. Песчаный асфальтобетон укладывается в местах с наименьшей нагрузкой на дорожное полотно, например, на тротуарах и дорожно-тропиночной сети в парковых зонах, при ремонте дворовых территорий. Универсальная мелкозернистая асфальтобетонная смесь может служить как качественным покрытием, так и прочным основанием на второстепенных дорогах. Крупнозернистый асфальтобетон с гранитными фракциями 20-40 мм экономически выгоднее укладывать в нижние слои покрытия. ЩМА-20 на основе габбро-диабаза карельских карьеров отличается высокой прочностью и пригодна для магистралей с высокой степенью загрузки. Такой тип асфальта часто применяется в рамках программ текущего ремонта и комплексного благоустройства на кольцевых и вылетных дорогах. Литая АБС используется на мостах и эстакадах. Контроль за качеством материалов осуществляется в три этапа: первый — контроль качества поступающих инертных материалов (песок, щебень, битум); второй — контроль за процессом производства смесей с применением средств автоматики (датчики и автоматизированные системы); третий — тестирование образцов готовой смеси на прочностные характеристики и уровень водонасыщения.

На заводах также действует система рециклинга, позволяющая перерабатывать отходы для вторичного производства, благодаря которой достигаются экономия до 15%, а также повторное использование измельченного материала. Все процессы изготовления АБС отвечают экологическим нормам. Все заводы оснащены пылегазоочистными установками, предназначенными для очистки отходящих газов от неорганической пыли, сажи и других твердых веществ, образующихся в результате технологического процесса по производству асфальтобетонных смесей; эффективность очистки выбросов составляет 99%. Экологические нормы регламентируют замер выбросов на расстоянии 500 м от трубы, но данные заводы укладываются в эти нормы, даже если выполнить замеры непосредственно на их территории. Пылегазоочистные установки не реже двух раз в год подвергаются проверке на соответствие фактических параметров работы проектным с использованием средств инструментального контроля. Также для минимизации выброса вредных веществ в атмосферный воздух часть асфальтосмесительных установок уже переведена на природный газ, часть находится в процессе перевода. Входящие материалы и готовые смеси на асфальтобетонных заводах ежедневно проходят строгий контроль — за эту работу отвечают специалисты лаборатории, оборудованной прямо на территории завода. Ее сотрудники тестируют образцы, в частности, с помощью воды и пресса, определяя прочностные характеристики и уровень водонасыщения. Водонасыщение — интересный параметр: так как асфальт — пористый материал, в него попадает влага, которая при переходе через ноль замерзает и расширяется, тем самым разрушая покрытие. Соответственно, в готовом образце должно быть строго определенное количество пор, чтобы обеспечить максимальную влагостойкость.

Для этих задач в лабораториях используются:

■ пенетрометр для нефтепродуктов (он определяет марку битума путем прокола пробы битумного вяжущего);

■ аппарат для определения температуры размягчения битума;

■ пресс формовочный (для изготовления образцов из асфальтобетонной смеси для последующих испытаний);

■ пресс для испытаний образцов (для определения прочностных характеристик при различных температурах);

■ дуктилометр (для нефтепродуктов определяет растяжимость битумного вяжущего при различных температурах).

Проверить качество дорожного полотна, обнаружить первичные признаки будущей трещины, измерить глубину колеи — эти и многие другие операции находятся в ведении передвижной лаборатории ГБУ «Автомобильные дороги». Специальные машины выходят в рейд весной и осенью по ночам, чтобы не создавать помехи движению, поэтапно исследуют улицы, переулки и автомагистрали. Лаборатория укомплектована «умными» приборами: на корпусе — система замера ровности, сцепления и видеосканер, способный мониторить сразу три полосы движения. Изменения положения датчиков фиксируются компьютером. Автоматика определяет качество дорожного полотна, замеряет колею, фиксирует трещины, а также исследует состояние дороги на глубине до семи метров, чтобы выявить пустоты или переувлажнение грунта, чтобы принять превентивные меры до того, как произойдет провал.

Также ГБУ «Автомобильные дороги» начало применение новейших уборочных машин ВКМ2024-Э, хорошо адаптированных к городским условиям. Они отличаются компактностью, многофункциональностью и маневренностью. Благодаря полноприводности их можно использовать для уборки улиц и парков круглогодично. Летом машины работают как дорожный пылесос, а зимой очищают территории с помощью фронтальной щетки и распределяют противогололедные материалы. Важное преимущество техники — экологичный электродвигатель, снижающий расходы на эксплуатацию и генерирующий шума на 75% меньше по сравнению с дизельными аналогами, поэтому машины могут работать в ночное время и в тех местах, где особенно важно сохранять тишину. Сейчас на улицах работают 52 такие машины, их количество будет увеличиваться.

Средний рейтинг
Еще нет оценок