Shutterstock/FOTODOM Актуальные вопросы реализации федерального проекта «Инфраструктурное меню» обсудили участники круглого стола под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Высокинского.
Полный комплект
На заседании отмечалось, что ранее федпроект «Инфраструктурное меню» осуществлялся в рамках госпрограмм «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и включал в себя ряд механизмов государственной поддержки регионов по реализации экономически эффективных и социально значимых проектов для развития инфраструктуры и жилищного строительства. На момент его утверждения в 2021 году в нем были представлены следующие инструменты: инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), инфраструктурные облигации (ИО), займы за счет средств Фонда национального благосостояния, субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестпроектов, а также инфраструктурные кредиты «ВЭБ.РФ» на городскую инфраструктуру.
Продолжением действующей программы ИБК в рамках «Инфраструктурного меню» стала программа предоставления специальных казначейских кредитов, запущенная в 2023 году. Ряд инструментов федерального проекта включен в новый проект «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» в составе нацпроекта «Инфраструктура для жизни».
Александр Высокинский отметил, что в рамках этого нацпроекта с 2025 года предусмотрены новые механизмы. Среди них он назвал казначейские инфраструктурные кредиты (КИК), ставшие продолжением соответствующих бюджетных кредитов, и механизм списания 2/3 задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Сенатор подчеркнул, что благодаря этим инструментам в регионах идет большая работа, направленная на повышение качества жизни россиян и на развитие экономики. «От профильных министерств и госкорпораций мы получили результаты реализации в регионах данных инструментов. В целом мы видим хорошие показатели», — констатировал модератор круглого стола.
Один из этих показателей привел в своем выступлении директор подразделения «Инфраструктурные проекты» Фонда развития территорий (ФРТ) Анвар Шамилов. По его словам, механизм ИБК, с помощью которого ФРТ занимается сопровождением реализации проектов, зарекомендовал себя как эффективный инструмент, способствующий повышению инвестиционной привлекательности регионов. Причем наиболее активной в части использования бюджетных кредитов является отрасль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ): на строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальных систем направлено более 55% всех ИБК. На сегодня по ним завершено 265 объектов ЖКХ.
Анвар Шамилов также добавил, что программа КИК реализуется под кураторством Минстроя России с учетом опыта проектов ИБК, что делает ее более эффективной. Президиум правительственной комиссии по региональному развитию под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина одобрил финансирование 692 объектов и мероприятий, из которых около 90% приходится на инженерно-коммунальную сферу, и в настоящее время продолжаются отбор и одобрение заявок регионов на новые средства.
Согласно меню
О применении механизма ИО, запущенного в 2021 году как часть «Инфраструктурного меню» и позволяющего через выпуск ценных бумаг привлекать средства с рынков капитала и направлять их на строительство инфраструктуры в регионах по субсидируемой ставке, рассказал заместитель гендиректора «ДОМ.РФ» Алексей Ниденс. Он сообщил, что на правительственной комиссии по региональному развитию одобрено уже 56 проектов в 29 регионах с использованием механизма ИО на 200 млрд рублей. Успешно размещены 10 выпусков облигаций на сумму 130 млрд рублей, которые уже направлены на реализацию проектов. Причем применение этого инструмента может быть распространено и на объекты промышленности и энергетики. Кроме того, с Минвостокразвития России обсуждается вопрос о выделении отдельного лимита специально для инфраструктурных объектов на территории Дальневосточного федерального округа.
Дальнейшее использование всех механизмов инфраструктурного меню, получивших свое продолжение в новом федеральном проекте «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах», проанализировала директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич. По ее словам, сейчас фактически используется три главных инструмента — ИБК, списание 2/3 задолженности регионов, ИО. Причем с учетом возврата инвестиций и получения необходимых эффектов первым по значимости инструментом правительства стали ИБК.
Подводя итоги предыдущего этапа реализации механизма предоставления ИБК на сумму 1 трлн рублей, Мария Синичич отметила, что до регионов доведено 733,4 млрд рублей, распределенных на 978 объектов, введено в эксплуатацию 450 объектов. Кроме того, завершена реализация 34 мероприятий и закуплено более 2 тыс. единиц транспорта. Благодаря механизму ИБК введено более 30 млн кв. м жилья, появилось свыше 157 тыс. новых рабочих мест, привлечено 3,5 трлн рублей внебюджетных средств (96% от плана) и получено в бюджеты регионов 247,3 млн рублей налоговых поступлений при плане 203,7 млн
Мера ответственности
В то же время, на заседании отмечалось, что в ряде регионов систематически отмечаются проблемы с вводом объектов, о чем свидетельствуют результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (СП) РФ за период реализации проектов ИБК в отдельных субъектах в 2022-2024 годах. Как сообщила участникам заседания аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, дата завершения 37% инфраструктурных проектов была перенесена на срок от одного года до четырех лет.
СП рекомендовала коллегам учесть все негативные проблемы ИБК в правилах предоставления КИК, и многие проблемные зоны действительно были устранены. Так, если раньше при реализации проектов с использованием средств ИБК ответственность за неисполнение регионами взятых обязательств не предусматривалась, то теперь за недостижение субъектом РФ значений показателей реализации проектов и несоблюдение графика реализации мероприятий в рамках КИК предусмотрено повышение процентной ставки за пользование КИК с 3% до 6%. «Наверное, 3% при такой ставке не так существенно, но с чего-то надо начинать», — прокомментировала эту меру Наталья Трунова.
Позицию Счетной палаты в отношении ужесточения ответственности за неисполнение обязательств поддержал представитель Минэкономразвития России Виктор Чудов: «Механизмы хорошие, правильные, но есть проблемы с исполнением». С выводами Натальи Труновой согласилась и замдиректора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Дарья Хворостухина. Главной болевой точкой в том, что касается КИК, она тоже считает сроки реализации проектов, поскольку не все субъекты РФ готовы к тому, чтобы вовремя их завершить. Есть даже случаи, когда регионы на протяжении нескольких лет вообще не приступают к реализации инфраструктурных проектов, которые должны привести к росту доходов субъекта. Тем не менее, ряд регионов не выполняет плановые показатели. По словам Дарьи Хворостухиной, в основном это регионы, которые затянули с началом реализации проектов. В этой связи важно отметить, что, по мнению Марии Синичич, в ряде субъектов РФ внимание к реализации проектов недостаточно, и многие проблемы могли бы решаться на уровне регионов и без переноса сроков.
Александр ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«В регионах по‑прежнему возникают сложности с соблюдением установленных сроков реализации проектов. В основном это обусловлено некачественным планированием проектов, а также слабым контролем со стороны органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления. В некоторых регионах были и остаются затруднения с освоением кредитов»