
Система образования – это не только уроки и домашние задания, а фундамент для формирования личности, критического мышления и тех самых «гибких навыков», которым не научит искусственный интеллект.
Воспитатели, учителя, преподаватели делают очень важную работу на протяжении многих веков. Они передают подрастающим поколениям знания и навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни. Относительно недавно появился еще один мощный источник информации – интернет, который быстро распространился по всему миру. Изменилась ли роль педагогов в век глобальной паутины и искусственного интеллекта?
Национальная система образования делится на несколько уровней: дошкольное образование – детские сады; базовое – обучение в школе с первого по девятый класс; общее среднее или среднее специальное – старшая школа или колледж; высшее – бакалавриат в университете; углубленное высшее – начиная от магистратуры и заканчивая докторантурой.
Каждая из ступеней образования помимо задач по усвоению материла предлагает ряд других навыков и компетенций, которые осваивает человек.
Значительную роль в этих процессах играет педагог, ведь он не только преподносит программный материал. Его ключевая задача – постараться найти и раскрыть потенциал каждого из учеников, помочь личности сформироваться.
Отношение к предмету тоже во многом зависит от учителя. Результат будет соответствующим, если педагог сам любит свой предмет, не просто пересказывает содержание учебника, а дает дополнительную информацию, используя интересные для современных учеников форматы; постоянно повышает свою квалификацию и старается уделять внимание каждому учащемуся. Преподавание ведь не просто профессия, а призвание, которое требует не формального исполнения должностной инструкции, а работы от души.
Надо отдать должное: современные уроки все чаще становятся не просто лекциями, а включают в себя дебаты, ролевые игры, проектную работу. Это позволяет обучающемуся проявить себя и свои soft skills, а не только зазубривать продиктованный материал. Учитель создает среду, где можно сделать ошибку, и это не будет воспринято негативно, где можно высказывать мнение и аргументированно отстаивать свою точку зрения, где можно пробовать себя в новых направлениях и в конечном счете – расти как личность.
Когда и учителя, и ученики ответственно подходят к своим обязанностям, то возникает синергия, в результате которой общий результат образовательного процесса гораздо выше суммы усилий.
Подрастающее поколение живет в обилии информационных потоков. Не имея достаточных знаний, богатого жизненного опыта, отличить фейк от достоверных данных тяжело.
Поэтому на современного учителя возлагается особая ответственность – не просто передать сумму фактов, а научить ориентироваться в их бесконечном океане. Ценность теперь представляет умение критически оценить источник, отличить научный факт от фейка, собрать разрозненные данные в целостную картину, применить знание к решению реальной проблемы. Одна из ключевых задач современного педагога – научить детей задавать правильные вопросы и направлять поиск.
Роль современного учителя не просто изменилась, а усложнилась, стала тоньше. Учитель сегодня – это уже не факел в информационной тьме, а компас среди информационных потоков.
Ребенок проводит в школе значительную часть своего дня. Как раз-таки наставники зачастую становятся теми, кто первый замечает, что у ребенка в жизни происходят какие-то проблемы, что ему сейчас плохо. В такие моменты педагогическому работнику приходится быть и психологом, чтобы поддержать ученика, сориентироваться, какая помощь и кем ему может быть оказана.
Школа является также и важным институтом социализации, усвоения общепринятых норм и ценностей, которые в совокупности помогают человеку гармонично жить в обществе.
Сейчас недостаточно глубоких познаний в какой-либо сфере, нужно быть способным работать в команде, договариваться, проявлять эмпатию, творчески мыслить. А кто научит этому ребенка? ИИ? Интернет? Конечно нет. Только живой человек способен справиться с этой задачей.
Как отметил президент Беларуси Александр Лукашенко на Республиканском педагогическом совете в августе минувшего года, педагоги закладывают ценностные ориентиры в подрастающее поколение, что в свою очередь является высочайшей ответственностью.»Образование – фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны. Вы, воспитатели, учителя, преподаватели, закладываете ценностные ориентиры. И в этом ваша высочайшая ответственность! Кто, если не вы, должен формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве», – сказал белорусский лидер.
Труд учителей на сегодняшний день незаменим, более того – это инвестиция в будущее как отдельного человека, так и всего государства. Роль наставников с появлением и развитием интернет-пространства нисколько не обесценилась, скорее наоборот – стала еще ценнее и еще нужнее. Ведь именно педагог закладывает пространственные ориентиры молодежи и способность не запутаться в бесконечном множестве окружающих вводных.










